суббота, 16 июля 2016 г.

о районе Уралмаш

С чего начать? С того, что Орджоникидзевский район - самый большой в России. Нет, не то. Орджоникидзевский район - промышленное «сердце» страны!
Всем давно известный факт.
Начнем с того, что жители Орджоникидзевского района прекрасно осведомлены обо всех положительных и отрицательных характеристиках своего места жительства. Известно: без недостатков не обойтись! Об этом, кстати, люди, строившие район, совсем не думали — если верить книгам, в 20-30-е годы считалось, что
недостатки вполне преодолимы — в процессе работы, индустриализации, пятилеток и т.д., в общем, «терпение и труд все перетрут». Именно людям, верящим в возможность создания на каких-то малоизведанных болотах завода-гиганта и места для жизни, да еще такого, чтобы уезжать отсюда не хотелось, — именно подобным людям мы и обязаны существованием Орджоникидзевского района.
Первые годы строительства свидетельствуют о том, что создавался район как настоящий уголок «социализма», где есть все необходимое для удобной, интересной и насыщенной жизни людей: теплые дома, просторные улицы, детский сад и ясли, прекрасные школы (и даже музыкальные!), библиотеки, зеленые парки и скверы с фонтанами, самый большой в городе звуковой кинотеатр, Дворец культуры, стадион. Предусматривалась и фабрика-кухня, чтобы драгоценное время не тратилось на приготовление пищи! В районе были даже цирковые площадки: одна находилась на пересечении улиц Калинина и Орджоникидзе, а вторая, открытая, — в Летним парке (сейчас разваленном и несправедливо обиженном вниманием властей). Приезд циркачей превращался в настоящий карнавал, так как до здания цирка артисты-люди и артисты - животные добирались пешим ходом, то есть в буквальном смысле «по улицам слона водили».
Романтический дух первых пятилеток все еще живет в районе — в названиях улиц — в них только надо вслушаться. Лучше всех это сделал, пожалуй, С. Агеев в своих многочисленных «историях об истории» района. Действительно, топонимика многое может рассказать. «Где вы еще найдете на столь ограниченном пространстве такую коллекцию улиц: Стахановская, Индустрии, Авангардная, Машиностроителей, Новаторов, Культуры, Социалистическая, Коммунистическая?
Среди строителей завода было немало участников гражданской войны. Отсюда и улицы Красных партизан, Красных борцов, Краснознаменная, Восстания, Бакинских комиссаров (кстати, самая длинная на Уралмаше, ее протяженность 3,5 километра). К этой "революционной" группе относится и улица Победы. Многие думают, что это название связано с победой в Великой Отечественной войне. В восьмидесятые годы партком Уралмашзавода даже установил на всем протяжении улицы щиты, на которых разместил информационные материалы о вкладе Уралмашевцев в Великую Победу. Но улица Победы появилась на карте города еще в 1933 г., когда на ней построили пять жилых домов. Так, что тот, кто придумал это название, явно подразумевал победу пролетариата в гражданской войне».
Но у каждой из улиц района еще и своя «трудовая» история, наверное, более адекватная тому, что происходило в стране, — ведь улицы именовались и переименовывались в зависимости от «политического» курса» (к примеру, сегодняшняя улица Кировградская успела побывать «Садовой» и «Кирова», а Социалистическая — сначала ул. Блюхера, а потом — Фидлера), а вот строились они раз и навсегда, часто вопреки стихиям, ландшафтам, в соответствии с революционным «повернуть реки вспять».
Примерно такая история и связана с ул. Победы. Когда-то на месте этой улицы текла речка Камышинка, как говорят историки, «ни дороги, ни мостков по топкому месту не существовало, и летом приходилось перепрыгивать с кочки на кочку». В 1930 году речку «пропустили» через трубу, уложенную в настил, а в 1932 году уже построили несколько двухэтажных домов. Но стихия еще немного поборолась с людьми — пришлось откачивать воду, иначе нельзя было укладывать трубы - мешали поверхностные воды. Постепенно Камышинка сдалась: стала мелеть. В 1933 году улица получила название «Победы» (орджоникидзевцев над Камышинкой или пролетариата над капиталом?). Сейчас «Победы» — вполне современная улица соцгорода, застроенная многоэтажными домами. 0 речке Камышинке напоминает только небольшой пруд на перекрёстке с ул. Ильича. Остается надеяться, что улица станет краше после ремонта, да и пруд не будет забыт — он вполне может быть превращен в зону отдыха - брега бывшей реки Камышинки добавят исторического колорита и сделают отдых еще более приятным.
История улицы Машиностроителей не менее героическая — она берет начало с Рабочего поселка (то есть примерно с 27 года — а это раньше, чем официальная дата образования района). Хорошей дороги, которая связала бы поселок с городом, еще не было. Тогда в 1928 г. строители прорубили просеку до Верхотурского тракта (сейчас: от трамвайного кольца на Площади первой пятилетки до пр. Космонавтов) и начали строить дорогу. Строилась она долгих 11 месяцев, долгих — потому что работы проводились вручную: даже щебенка дробилась по обочинам дороги вручную из булыжников (эту работу проводили деревенские женщины, которых называли "камнебойками").
Так был построен первый отрезок улицы Машиностроителей (чтобы представить — это участок от «Зари» до Площади первой пятилетки), в 1929 году открылось автобусное движение, позже началось строительство трамвайной линии до железнодорожного вокзала. В 1931 году первая трамвайная линия была пущена, но транспорт двигался так медленно, что пассажиров приходилось «заманивать» в трамвай, и не чем-нибудь, а пивом и воблой.

Безусловно, упомянутыми фактами история улиц и района не ограничивается, можно многое рассказать о жизни орджоникидзевцев в годы войны, после нее, но дело не в словах, а в том, что каждое здание, дорожка, дерево — все хранит память о том, как строился наш район, надо лишь попытаться заинтересованно прочитать эту историю. Кажется, в самом начале люди помнили, что они творцы, что их задача — строить, создавать. Было бы неплохо и нам не забывать об этом.  http://www.uralmash96.ru/index/0-2

Комментариев нет:

Отправить комментарий