Выставка
«Уралмаш: вход со двора», которую еще до момента ее официального старта
называли нетипичной, открылась в Музее истории Екатеринбурга (улица
Карла Либнехта, 26).
Действительно, это больше, чем
экспозиция фотографий и исторических документов. В данном случае не
используется традиционный прием изложения истории района через
судьбоносные вехи становления завода «Уралмаш». Напротив, главная идея -
показать
быт, изнанку трудовой жизни, а также проследить формирование легендарной советской типовой застройки.
быт, изнанку трудовой жизни, а также проследить формирование легендарной советской типовой застройки.
«Люди совершали неимоверное, но
ежедневно каждый из них возвращался домой, и здесь начиналась уже совсем
другая история, ничуть не менее героическая, чем трудовые свершения, - резюмирует куратор выставки Нинель Бритвина. - Уникальные
свидетельства собраны в музее истории Уралмашзавода, на экспонатах
которого и построена выставка. Зрителям представлены десятки уникальных
фотографий, текстовые выдержки из книг и дневников. Можно увидеть даже
фрагменты уже разрушенных зданий, которые некогда составляли славу
района».
Пожалуй, ни об одном районе страны
столько не сказано и не написано, как об Уралмаше, но он по-прежнему
остается непознанной территорией, которая таит множество легенд и
загадок. Реализация грандиозной идеи по постройке «города-сада», «города
будущего» началась буквально на пустом месте. И уже тогда рождала
грандиозные споры. Многие сетовали на то, что сломан привычный
крестьянский уклад, а новый, индустриальный, еще не создан. И выйдет ли
из этого хоть что-то - было непонятно. Именно об этом писал в своих
дневниках известнейший советский писатель и публицист Михаил Пришвин,
который в 1931 году приехал в Свердловск специально, чтобы увидеть
стройку века. «Лучше бы лес оставили», - будто бы бросил в сердцах
публицист и приостановил подготовку статьи для журнала «Наши
достижения».
Действительно, орудия труда
первостроителей Уралмаша - топор да пила-«двуручка». На площадках для
будущего строительства рубили лес, выкорчевывали пни, сжигали древесный
мусор. В начале 1930-х ни о каких сложных механизмах речи не шло,
пользовались в основном только смекалкой да лозунгом тех лет «На штурм!»
Трудились по 12-14 часов. Жили в землянках. На фотографиях выставки
запечатлены уникальные моменты ушедшей эпохи: вчерашние крестьяне,
ставшие рабочими, играют с детьми, сушат суровые робы, учатся грамоте,
готовят пищу.
«Строительство Уралмаша, по сути, было большим нахальством, - уверен научный сотрудник музея Уралмашзавода Сергей Агеев. - В
городе не было развитых кирпичных или железобетонных производств.
Потребности большой стройки не могли быть удовлетворены. А Уралмаш хотел
иметь все - водопровод, электростанцию, а также театр, цирк, кино,
стадионы, больницы, учебные заведения. Словом, всю социальную сферу. И
они смогли этого добиться, наладить не только основное, но и
сопутствующие производства».
По большому счету, жилье здесь начали
возводить сразу же - сначала для строителей предприятия, затем для
работников завода. Однако путь от землянки до сталинского ампира и
шедевров мировой архитектуры был необычайно труден. Удивительно, что
занял он всего лишь 20-30 лет. Население Свердловска на момент первых
пятилеток росло грандиозными темпами, а жилья сдавалось ничтожно мало.
Эту проблему и должна была решить комплексная застройка. В первое время
для рабочих строили деревянные дома, бараки, а для руководящего состава -
кирпичные здания.
Накануне Великой Отечественной войны уже
был сформирован уникальный архитектурный облик Уралмаша. Наблюдалось и
некое «сословное расслоение» - появился комплекс домов для заводской
элиты. К этому же времени относится проектирование и строительство
уникального здания, которое окрестили «Мадрид». Оно и сейчас является
архитектурной жемчужиной Уралмаша. Главный фасад этого здания выходит на
площадь Первой пятилетки. Архитекторы предусмотрели в нем колоннаду и
выход на единый балкон из каждой комнаты. Чудесным было и внутреннее
убранство. Гостиницей, как изначально планировалось, здание не стало и
было передано под женское общежитие. Во время событий в Испании все
уралмашевцы были на стороне ее народа, поэтому дом с необычной для нашей
страны архитектурой был наречен «Мадридом».
«Социалистические города строились
не только в Свердловске, но и в Магнитогорске, Ижевске, Днепропетровске,
Харькове, но ни один из них не стал настолько знаменитым, как Уралмаш, - подчеркивает историк Екатерина Каменская. - Но
на Урале вплотную подошли к созданию вожделенного «идеального города».
Впрочем, здесь речь идет не только об изменении окружающей среды. Те,
кто строил Уралмаш, строили не только «идеальный город», но и
«идеального человека».
Источник
Источник
Схожу обязательно.
ОтветитьУдалить